"ТВОРЧЕСКИЙ ТРУД – БОЛЬШОЕ СЧАСТЬЕ В ЖИЗНИ…"

О дарственных надписях, исполненных любви и надежды

Татьяна Александровна Иванова

В своем очерке об Андрее Александровиче Чернышеве[1], моем муже, я довольно подробно рассказала о Татьяне Александровне Ивановой.

 

Она была женой двоюродного дедушки Андрея, Ивана Александровича Троицкого. После гибели в застенках НКВД родных дедушки и бабушки Андрея, а также его отца, и после ареста его матери Иван Александрович и Татьяна Александровна хотели усыновить своего внучатого племянника, но помешали репрессии против Троицкого, крупного военного деятеля Советской России, проходившего в самом конце 30-х гг. по делу Тухачевского, и его гибель.

 

 Татьяна Александровна, у которой не было своих детей, оставшись одна, всю свою нерастраченную любовь вложила в Андрюшу, благо жила в одном доме с ним и его бабушкой, Лидией Александровной, на Петровке. Они обе и вырастили Андрюшу, пока его мама, Нина Георгиевна, пребывала в заключении, сделали все для того, чтобы вместе как-то пережить суровые годы войны, обеспечить Андрюше замечательную подготовку к школьной и всей будущей жизни. Когда Андрей учился в старших классах школы, он находился под большим влиянием именно Татьяны Александровны Ивановой. Он называл ее второй бабушкой, ценил и любил ее. Она с большой нежностью относилась к нему как «духовному сыну», была уверена в его большом будущем.

 

 

Сама Татьяна Александровна была видным литературоведом, специалистом по жизни и творчеству Михаила Лермонтова, автором многих книг о поэте.

 

Уже после выхода в свет книги воспоминаний об Андрюше «Делать в жизни свое дело» я снова подержала в руках все ее издания, когда-то врученные мужу. В каждом она оставила дарственную надпись. Теперь, еще раз перечитывая эти обращения, я осознала, яснее, чем раньше, общие в них черточки, складывающиеся в определенную картину. Эта картина мне показалась интересной. Потому я и решила написать дополнение к моему очерку и разместить его на сайте Андрея Чернышева.

 
 

Ее работы о жизни и творчестве поэта несомненно заслуживают того, чтобы познакомить с ними пользователей сайта, посвященного ее воспитаннику. Интеллектуальная и нравственная атмосфера, создававшаяся Ивановой в детстве и юности Андрея, способствовали становлению его как личности, укрепляли в нем веру в свои творческие способности.

 

   Дарственные надписи Татьяны Александровны навели на несколько соображений общего характера. Будучи творческим человеком, она боготворила самый процесс творчества, считала, что он и только он способен принести человеку настоящее счастье, помочь испытать в жизни самые сильные, светлые и радостные эмоции и состояния. Многие годы зная Татьяну Александровну, должна сказать, что такое мировосприятие, возможно, несколько гипертрофированное и даже однобокое, помогало ей, женщине с разрушенной личной судьбой, полноценно жить, работать и заниматься воспитанием Андрюши. Мне кажется, она видела в нем, в широком плане, своего творческого наследника, идущего по ее стопам, преемника, но при этом, конечно, очень хотела, чтобы он обрел свою творческую индивидуальность, нашел себя, выработал свой творческий почерк, даже свой жанр. Очень жаль, что Татьяна Александровна не дожила до того времени, когда Андрей действительно нашел «свой жанр» – «жанр открытия» для читателей нашей страны крупнейшего писателя русского зарубежья Марка Алданова. В этом я вижу его главную заслугу в жизни, в этом в наибольшей мере проявилась его индивидуальность, за это скажут ему спасибо наши потомки. Любя своего «духовного сына», Татьяна Александровна желала ему обрести счастье в творчестве.

 

   На протяжении более тридцати лет, с каждой новой выходившей у нее книгой она так или иначе варьировала эту свою мечту, переходившую в уверенность. Обычные у других авторов вежливые, часто формальные, мало что значащие по существу, дарственные обращения Ивановой к Андрюше били в одну точку и составили в итоге мудрое напутствие, исполненное любви и надежды.

Первая из книг Т.А. Ивановой, «Литературные экскурсии по Москве», вышла в 1948 г. под общей редакцией главного редактора изданий Гослитмузея Владимира Бонч-Бруевича. (Знаменитый отец будущего ближайшего друга Андрюши – Владимира Бонч-Бруевича. Какие сближения и переплетения событий и лиц случаются в жизни!) В этом году Андрею исполнилось двенадцать лет. Татьяна Александровна пишет: «Моему дорогому другу Андрюше». Не внуку, не внучатому племяннику (по мужу) – другу!

Спустя два года, в 1950 г., издательство «Московский рабочий» выпустило книгу Т.А. Ивановой «Москва в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова».

 

Андрюше четырнадцать лет, и надпись уже пообстоятельнее: «Дорогому Андрюше. Помни, мой друг, что творческий труд – большое счастье в жизни».

Капитальная книга Т.А. Ивановой «Юность Лермонтова» издана в 1957 г. «Советским писателем».

В это время Андрей завершал учебу на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова.Дарственная надпись лаконична: «Моему дорогому другу Андрюше».

Спустя два года, в 1959 г., в «Детгизе» вышла богато иллюстрированная книга Татьяны Александровны «Четыре лета. Лермонтов в Середникове». Дарственная надпись на ней, на первый взгляд, не лишена загадочности: «Андрюше. Хочу, дорогой мой, чтоб исполнилось твое желание». Но на самом деле, мне кажется, никакой тайны эта надпись не содержит. Во всяком случае для меня. Между Андреем и особо близким ему человеком разговор о каком-то «желании» не мог касаться других, бытовых, например, вопросов, а только творческих!

 

 Возможно, он незадолго до выхода тиража очередной книги Ивановой поделился с ней, авторитетным литературоведом, писателем, мечтой или конкретными планами написания и своей статьи или книги.

 

Мы в эти годы сблизились с Андрюшей, я помню, как он был переполнен тогда «творческими идеями». Что-то конкретное из них (Иванова обычно призывала его не распыляться, сосредотачиваться на одном деле) наверняка одобрила Татьяна Александровна. Потому-то не случайно в дарственной надписи слово «желание» стоит в единственном числе. Его воспитатель, наставница тактично намекнула ему на то, что она помнит о его творческих планах, ждет результата.

 

Конечно, это мое предположение, но очень похожее на то, как в действительности обстояло дело с загадочным «желанием». Она поддержала обоюдное настроение полушутливой «тайны», существовавшей между ними, и лишний раз напомнила ему о всегда манящей звезде творчества.

   Через восемь лет, в 1967 году, издательство «Наука» выпустило книгу Т.А. Ивановой «Посмертная судьба поэта». Здесь уже не столько дарственная надпись, сколько слова благодарности близкому другу, товарищу за реальную поддержку при написании труда: «Моему дорогому Андрюше. Сколько дружеского внимания, сколько твоей дружеской помощи в этой книге!»

Вскоре, в 1968 г., в издательстве «Детская литература» вышло увлекательное эссе Т.А. Ивановой «Лермонтов на Кавказе». Татьяна Александровна, зная о первых научных и творческих успехах Андрюши, горячо поддерживает его поиски: «Моему дорогому Андрюше. Хочу, чтобы осуществились твои литературные замыслы! Чтоб ты нашел себя, свое место в литературе, свой собственный жанр!»

Через семь лет, в 1975 г., «Детская литература» выпустила второе, дополненное, издание книги «Лермонтов на Кавказе». В дарственной надписи меняется интонация: Татьяна Александровна обращается не только к близкому человеку, но к коллеге по цеху, успехи которого, по ее мнению, предрешены: «Дорогому Андрюше с пожеланием скорейшего выхода твоих книг, которые уже на ходу, и осуществления только рождающегося замысла».

Наконец, в последней подаренной книге «Лермонтов в Москве», выпущенной «Детской литературой» в 1979 году, Татьяна Александровна за несколько месяцев до кончины слабеющей, неуверенной рукой еще раз написала о своей любви к нему, подчеркнув духовную преемственность между ней и Андреем: «Андрюше, нашему внуку, моему духовному сыну. От всего сердца, от всей души…»

Казалось бы, ну что эти надписи, могут ли они нести какую-то сущностную нагрузку? По-моему, изложенные здесь в систематическом порядке, они свидетельствуют о неизменности искреннего и глубокого чувства к своему воспитаннику, который рос на ее глазах, впитывал ее идеалы, принципы литературной, научной работы, усваивал формулу настоящего счастья, даруемого творческим азартом.

 

Влияние Татьяны Александровны на Андрея не прошло бесследно. «Вторая бабушка» способствовала его быстрому интеллектуальному и творческому росту, помогла сформировать нравственные, этические правила, которым он всегда и неуклонно следовал. Я об этом тоже пишу в своем очерке в книге воспоминаний «Делать в жизни свое дело», повторяться не буду. Сейчас мне важно было проиллюстрировать кое-какие принципы человеческого и творческого поведения Татьяны Александровны через ее замечательные дарственные надписи на собственных книгах, подаренных Андрею.

 

И теперь, когда давно нет Татьяны Александровны и, увы, уже нет и Андрея, я начинаю отчетливо видеть, как много общего было в их судьбах. И как Андрей, в сущности, исполнил все ее мечты и надежды.

Сентябрь 2020 года.                                               

Алла Азарова (Чернышева)